История Венеции
Сказочный город Венеция возник в 421 году, хотя многие с этим и поспорят, но согласитесь, некрасиво начинать летоисчисление одного из величайших городов мира со слов "примерно" и "около". Так что примем и мы, люди не имеющие к истории прямого отношения, эту священную для каждого любителя прекрасного дату за год рождения Венеции.
Историки все же скажут, что первые сведения о заселении малопригодных для осмысленного существования заболоченных островов лагуны (Риво-Альто, Маломокко, Кьоджи и др.) датируются 452 годом. Хорошо, примем и эту связь цифр к нашему сведению.
Как раз в это время измученная Римская империя подверглась очередному нападению кровожадных и беспощадных варваров, гуннов и всякой другой нечисти, под предводительством жестокого воина Аттилы. Вот и пришлось жителям Северной Италии спасаться в лагуне на диких островах Адриатики. Оказалось, здесь тоже можно жить и, как мы узнаем позже, очень даже неплохо.
Новые поселенцы начали рыбачить, вести хозяйство и уже к 466 году договорились основать первое венецианское правительство — совет представителей каждой из двенадцати деревень. А спустя еще два столетия, неспокойная обстановка в лагуне заставила жителей избрать своего высшего правителя, по-венециански – дожа (Дож от латинского Dux (Царь), по-итальянски Duca).
При этом, на бумаге Венеция по-прежнему подчинялась Римской империи, только не Западной, разоренной еще в конце V века, а Восточной, то есть Византии.
Византийское влияние в Италии вскоре стало уменьшаться, а когда в 810г Венецию безуспешно атаковала франкская армия, островитяне морально сплотились, и начали активно от Византии дистанцироваться.
Административный центр лагуны был перенесен на самый безопасный остров Риво-Альто (там сейчас находится район Риальто). А 829 году двое венецианских купцов съездили в Александрию, украли там мощи святого Марка, привезли их на острова, и местные жители с удовольствием поменяли византийского небесного покровителя Теодора на свежеукраденного, но своего, Марка. Вдобавок начали строить Дворец дожей и чеканить собственную монету.
Свое экономическое процветание республика Святого марка построила на морской торговле. Географически город в лагуне был местом встречи Востока и Запада, и островитяне, будучи талантливыми коммерсантами, знали, как извлечь из этого выгоду. Венецианские корабли уходили в плаванье, и возвращались набитые ходовым товаром, а если возникали проблемы с местными корсарами, препятствовавшими нормальному судоходству в Адриатике, то венецианцы просто откупались от их навязчивого внимания.
Когда же в 991 году дожем был избран знаменитый Пьетро II Орсеоло, жители лагуны стали успешно применять и силовые методы. Через девять лет своего правления, в праздник Вознесения, великий дож вышел в море с самым мощным флотом, какой только видели воды Адриатики, и через мгновение полностью очистил море от далматинских пиратов, захватив и попавшиеся на пути города. Так началась территориальная экспансия Венеции. Город расширил свое влияние на море и утвердился как центр морской торговли.
Сюда везли экзотические товары с Востока, фрукты с Кавказа, здесь торговали духами, косметикой, коврами, золотом, рабами, оборотистые венецианские купцы привозили сокровища и реликвии со всего света. Венеция превратилась в удивительный мир: пестрая толпа на улицах говорила на сотнях языках и наречий, а в палаццо (дворцах) царила роскошь. Богатеющему городу нужны были художники и творцы. Венеция раздавала заказы величайшим живописцам и архитекторам. В городе строились церкви и соборы, шло развитие книгопечатания, а в начале 12 века была возведена самая крупная верфь того времени - Арсенал.
Цветущая республика управлялась ограниченным числом олигархов, чьи фамилии были записаны в т.н. «Золотую книгу» - только члены их семей имели право заседать в Большом совете, органе законодательной власти. Во главе Большого совета стоял дож. Его должность хоть и была пожизненной, все века существования республики оставалась выборной. Правда… Дож Марино Фальер в 1355 году попытался сделать свою власть наследственной, как королевскую, но был за это обезглавлен своими подданными.
Отношения с католической церковью у города были прохладные. Как ни пытались римские папы влиять на его политику, у них это не получалось. Венеция обладала чувством собственного достоинства, и всегда Ватикану сопротивлялась. Город не раз отлучали от церкви, пытались навязать перечень запрещенных книг, угрожали отлучением от церкви всего венецианского Сената, но всякий раз эти решения игнорировались, и город продолжал спокойно жить и процветать.
Все эти годы венецианское правительство вело успешную политическую игру, захватывая все новые прибыльные территории и извлекая выгоду из самых неразрешимых ситуаций и международных конфликтов. В XV веке республика уже владычествовала от Альп до реки По и до Бергамо на западе. Под власть Венеции попал даже Кипр.
Но в XV веке на Средиземноморье начали закрепляться Турки... Покорив множество земель османская империя стала завоевывать одна за другой материковые территории Венеции. Республика сопротивлялась, но кровавые сражения приносили лишь разорение, а некогда доходные земли последовательно переходили к туркам. И тут еще, как назло, активизировались путешественники – в 1499 году Васко да Гама разыскал путь в Индию через мыс Доброй Надежды, в обход торговых путей, традиционно составлявших основу благополучия республики. Открытие португальца нанесло жестокий удар по всей венецианской экономике. Начались годы медленного упадка…
В 1575, а потом в 1630 город подкосила чума, треть населения (включая великого художника Тициана) погибла, а все оставшиеся человеческие и денежные ресурсы продолжал выкачивать непрекращающийся конфликт с турками. К 1720 году республика была практически банкротом. Характерно, что именно в это время она пережила очередной период расцвета искусств – в городе жили и творили Тьеполло, Каналетто, Гварди, на подмостках ставились пьесы Гольдони и Гоцци, а на площади Сан Марко открылось кафе «Флориан».
Так подошел к концу век 18, а вместе с ним и история Венецианской независимости. Обескровленный город стал легкой добычей для Наполеона. Вторжение французских войск ознаменовало конец республики. Последний дож Людовико Манин, сняв чепец, который носил под корону, сказал слуге: «Убери, это мне больше не понадобится». Наполеон же, вышел на Сан Марко, произнес: «А ведь эта площадь – самая элегантная гостиная Европы», - после чего разграбил город и разрушил около сорока древних палаццо. Когда же и его империя пала, Венеция перешла к Австрии.
В 1826 году Венеция была объявлена вольной гаванью, и теперь на смену коммерсантам в город пришли туристы. После визита Байрона, главного европейского туриста, простите, романтика, поэзия венецианского упадка вошла в моду. Богема приезжала на венецианские каналы и мостики за вдохновением, состоятельные европейцы проводили лето на фешенебельных пляжах Лидо. Город стал местом паломничества для каждого уважающего себя эстета.
А венецианцы, между тем, тяжело переживали свою зависимость от Австрии и со всей остальной Италией восстали против оккупантов-австрийцев, и в 1866 году город стал стал провинцией итальянского королевства.
Во время второй мировой войны Венеция чудом избежала серьезных повреждений от бомб союзников. Актер Марчелло Мастрояни попал в немецкий трудовой лагерь, бежал и до конца войны прятался в Венеции.
Теперь же красивая и поэтичная Венецианская сказка превратилась в нечто вроде диснейленда для нескончаемого потока туристов, а число горожан за последние полвека сократилось в три раза. Каждый год 1500 человек покидают город, потому что молодежи, хозяевам города, становится все труднее находить себе место среди бесчисленного количества гостей.
История Венеции на этом не заканчивается, и еще продлится какое-то время, но пессимисты-ученые сильно ограничивают срок и говорят, что в связи с поднятием уровня воды в лагуне, Венеция может стать «Атлантидой нового тысячелетия».